Баннерная сеть

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

[Версия для печати]

Основные коммунальные тезисы

 

Основная задача Регионального оператора по обращению с ТКО

 

В настоящее время в России система обращения с отходами находится на стадии формирования. С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», в соответствии с которым во всех регионах должна быть организована работа по сокращению накопившегося экологического ущерба, а также по недопущению его дальнейшего роста.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» определяет, что регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется субъектом федерации посредством института регионального оператора по обращению с ТКО. Таким образом, основной задачей регионального оператора следует считать решение всего массива проблем экономического, социального и экологического содержания в сфере экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТКО на территории обслуживания.

Региональный оператор по обращению с ТКО обязан обеспечить прозрачность своей деятельности и работы всех участников рынка обращения с ТКО.

  Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1, 89-ФЗ). Итак, это касается всех: от граждан, проживающих в многоквартирном доме до физических лиц, проживающих в индивидуальном строении, начиная с индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, заканчивая крупными предприятиями.

Наиболее эффективный способ экологически безопасного обращения с отходами – это строительство и эксплуатация современных безопасных мусороперерабатывающих комплексов по приемке и переработке отходов с получением из них вторичного сырья и дальнейшим захоронением остающихся отходов на специально оборудованных полигонах, оснащенных системой эко-мониторинга (наблюдения за состоянием окружающей среды). 

Лучшие мировые практики доказали, что оптимальная с экологической и эффективная с экономической точек зрения схема по обращению с твердыми коммунальными отходами включает в себя их приемку, в том числе раздельный сбор, транспортирование до места дальнейшей обработки, разделение на виды и отбор полезных фракций на сортировке и превращение их в товарные продукты за счет более глубокой переработки и последующее конечное безопасное захоронение оставшихся отходов на полигоне, оборудованном в соответствии со всеми нормами и правилами экологической безопасности и оснащенным системой постоянного эко-мониторинга (наблюдения за состоянием окружающей среды).

Именно такой комплексный подход по консолидации у добросовестного инвестора всех технологических стадий по обращению с ТКО, по существу, блокирует возможности для появления не лицензируемых (недобросовестных) компаний по вывозу мусора, хаотичного образования нелегальных свалок, развития теневого бизнеса по переработке вторсырья и обеспечивает постепенное, но поступательное снижение экологической нагрузки на окружающую среду. Поэтому долгосрочная инвестиционная программа регионального оператора по обращению с ТКО должна разрабатываться с учетом необходимости строительства соответствующей коммунальной инфраструктуры.

Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинской области присвоен компании ООО «Центр коммунального сервиса».Срок действия соглашения 10 лет.

 

Зоной деятельности регионального оператора является Магнитогорский кластер Челябинской области, включающий следующие муниципальные образования: Магнитогорский городской округ, Верхнеуральский муниципальный район, Кизильский муниципальный район, Агаповский муниципальный район, Нагайбакский муниципальный район, Чесменский муниципальный район, Варненский муниципальный район, Локомотивный городской округ, Брединский муниципальный район, Карталинский муниципальный район.


 

 

От министерства социальных отношений

 

Министерство социальных отношений Челябинской области информирует по субсидиям на коммунальные услуги

 

В настоящее время в законодательстве отсутствует понятие «твердые бытовые отходы» (ТБО). Плата за вывоз ТБО являлась частью платы за содержание жилого помещения, тарифы по которой регулируются и устанавливаются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ «твердые бытовые отходы» переименованы в «твердые коммунальные отходы» (ТКО). С учетом существенных изменений, внесенных в различные законодательные акты, в том числе в статью 154 Кодекса, появилась новая услуга – обращение с ТКО. Под обращением с ТКО понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Данная услуга исключена из структуры платы за жилое помещение, поскольку стала коммунальной.

Одной из форм мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг является предоставление компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется на все виды жилищно-коммунальных услуг, определенные Жилищным кодексом Российской Федерации (Кодекс).

Перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление компенсации расходовпо оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и по оплате за ТКО:

- инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий;

- участники Великой Отечественной войны,

- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»,ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);

- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

- инвалиды (вне зависимости от наличия ограничения способности к трудовой деятельности);

- семьи, имеющие детей-инвалидов;

- ветераны подразделений особого риска и граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим меры социальной поддержки ветеранам подразделений особого риска и отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и не являющиеся инвалидами;

-военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Для получения компенсации расходов по данной услуге обращаться в органы социальной защиты не требуется. Составляющая компенсации расходов по оплате за ТКО входит в состав общей суммы компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, плата за ТКО будет учтена при расчете компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 гражданам, которые не в состоянии самостоятельно полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги в связи с небольшими доходами, предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – жилищная субсидия).

Право на получение жилищной субсидии могут иметь все граждане, независимо от  их принадлежности к какой – либо категории (ветеранов, инвалидов либо других) в случае одновременного выполнения следующих условий:

1. Наличие у заявителя и членов семьи гражданства Российской Федерации.

2. Наличие у заявителя  соответствующего установленного основания пользования жилым помещением.

3. Наличие у заявителя и членов его семьи регистрации по месту жительства.

4. Отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение соглашения по ее погашению.

5. Превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных (далее – региональные стандарты) услуг над максимально допустимой долей в совокупном доходе семьи.

Для всех семей установлена максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, равная 22 %.

Максимально допустимая доля для семей, у которых совокупный доход семьи в месяц не превышает величину прожиточного минимума семьи (в месяц) более чем на 20 процентов установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, равный 11 %.

 К таким категориям относятся:

- одиноко проживающие пенсионеры и семьи, состоящие только из пенсионеров;

- семьи, имеющие в своем составе троих и более несовершеннолетних детей;

- семьи, имеющие в своем составе одинокую мать с несовершеннолетними детьми.

Чтобы оформить жилищную субсидию гражданам необходимо предоставить следующие документы:

- заявления гражданина, представляемого в письменной форме;

- копию документа, подтверждающего основание владения и пользования заявителем жилым помещением (для нанимателя);

- счета-квитанции по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или их копии за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц;

- документы, подтверждающие право на льготы;

- документы о размере доходов каждого члена семьи за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения;

- для граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг – копия письменного согласия гражданина о реструктуризации задолженности, представленного в соответствующую организацию – поставщик жилищно-коммунальных услуг.

- для граждан иностранных государств, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий, и членов их семей – копию документа, удостоверяющего гражданство.

Подать заявление и документы на жилищную субсидию граждане могут в:

1) управление социальной защиты населения по месту жительства;

2) многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ)

3) либо в виде электронного документа (пакета документов), подписанного электронной подписью в  соответствии с требованиями Федерального закона "Об  электронной подписи" и Федерального закона "Об  организации предоставления государственных и  муниципальных услуг", с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Размер предоставляемых гражданам жилищных субсидий исчисляется исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее – региональные стандарты), утверждаемых Правительством Челябинской области ежегодно для каждого городского округа и поселения муниципальных районов с разбивкой на периоды (отопительный период, без отопления).

Для каждой семьи размер субсидии рассчитывается индивидуально. Производимая гражданами оплата за обращение с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при выплате жилищной  субсидии.

В Министерстве социальных отношений Челябинской области  организована горячая линия по вопросу предоставления социальных льгот на коммунальную услугу «обращение с ТКО» по номеру телефона: 232-39-40.

 

Кроме того, с 1 июля 2016 года на территории Челябинской области введена дополнительная мера социальной поддержки граждан – адресная субсидия в связи с ростом платы за коммунальные услуги (далее именуется – адресная субсидия).

Адресная субсидия предоставляется проживающим на территории Челябинской области гражданам Российской Федерации, а также постоянно проживающим (имеющим вид на жительство) на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, у которых изменение размера вносимой платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к плате за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года оказалось больше, чем на установленную величину предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании, утвержденного Губернатором Челябинской области на текущий год (далее - предельный индекс).

 Адресная субсидия предоставляется гражданам, проживающим в жилых помещениях жилищного фонда независимо от форм собственности, при условии их проживания по одному и тому же месту жительства либо месту пребывания на дату обращения за назначением адресной субсидии.

Калькулятор расчета адресной субсидии находится на сайте Министерства социальных отношений Челябинской области: minsoc74.ru


 

 

От министерства экологии

 

Министерство экологии Челябинской области информирует о новой системе обращения с ТКО

В последние годы в федеральное законодательство «Об отходах» внесены существенные изменения, основной целью которых является создание новой, эффективной и безопасной системы обращения с коммунальными отходами.

Закон № 89-ФЗ был существенно изменен и дополнен Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ. В частности, вступают в действие нормы, касающиеся перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обращения с отходами.

К основным полномочиям субъектов РФ отнесены:

- необходимость разработки территориальной схемы обращения с отходами,

- определение региональных операторов по обращению с ТКО,

- утверждение новых тарифов на услугу в области обращения с ТКО.

Также законодательством определено содержание региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, требования к территориальным схемам в области обращения с отходами.

Также урегулирована деятельность, предусматривающая особенности заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, виды деятельности и тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащие регулированию, порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, особенности организации государственного контроля (надзора).

Предусматривается, что для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях субъектов Российской Федерации создаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор) - юридические лица, которым на основании конкурсного отбора присваивается статус регионального оператора на срок не менее 10 лет.

В целях установления поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, предусматривается, что введение в субъектах Российской Федерации обязанности граждан по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, должно быть осуществлено не позднее 1 января 2019 года. В связи с этим субъектам Российской Федерации в течение 2017 года необходимо завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждению региональных программ, корректировке территориальных схем, подготовке документации об отборе региональных операторов и проектов соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, переход субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с отходами должен быть завершен до 1 января 2019 года.

И первый этап этого  перехода — это разработка территориальной схемы обращения с отходами. Территориальная схема обращения с отходами Челябинской области, которая утверждена в 2016 году, предусматривает деление Челябинской области на 6 кластеров, в каждом из которых будут работать региональные операторы.

Деление области на кластеры выполнено по принципу объединения территории небольших городов с крупными административными центрами с целью решения проблемы обращения с ТКО на территории всех муниципальных образований Челябинской области, в том числе инвестиционно малопривлекательных. Выделено 6 кластеров: Челябинский, Магнитогорский, Кыштымский, Карабашский, Саткинский и Усть-Катавский кластеры.

Новая система обращения с ТКО направлена на формирование современной, экологически безопасной отрасли обращения с ТКО, в том на создание новых объектов обращения с ТКО, соответствующих требованиям законодательства. Работа по созданию новых объектов обращения с отходами на территории региона осуществляется с применением механизма государственно-частного партнерства. Первое концессионное соглашение заключено в декабре 2015 года. По условиям соглашения концессионер (АО «Управление отходами») создает на территории Магнитогорского кластера 5 объектов: МСК с полигоном ТКО вблизи г. Магнитогорска и три мусороперегрузочных станции. Общий объем инвестиций — 1,15 млрд. рублей. В настоящее время завершено проектирование объектов, проведены общественные слушания по строительству полигона, проектная документация направлена на государственную экологическую экспертизу. Строительство объектов планируется начать в 2018 году после получения разрешительных документов и заключений государственных экспертиз.

По такому же принципу привлечения частных инвестиций планируется создать объекты обращения с ТКО на территории Челябинского кластера. Здесь необходимо построить 7 объектов: МСК с полигоном вблизи г. Челябинска и 5 мусороперегрузочных станций. Общий объем инвестиций 3,540 млрд. рублей.  Конкурс на право заключения такого концессионного соглашения объявлен в ноябре 2017 года.

Создание новых объектов обращения с ТКО будет способствовать закрытию и рекультивации свалок ТКО, не соответствующих требованиям законодательства. По наиболее крупным свалкам работа уже началась. В 2017 году организованы инженерные изыскания на земельных участках, занятых Челябинской и Магнитогорской свалками. Работы по рекультивации свалок планируется начать в 2020 году после разработки проектной документации. Для рекультивации свалок планируется привлекать средства федерального бюджета.

Перспективный рост тарифов обусловлен, прежде всего, введением новых услуг по обращению с ТКО, не оказываемых населению в настоящее время (например, по обработке, обезвреживанию и размещению ТКО), а также организацией 100% охвата территории деятельности регионального оператора  сбором и вывозом ТКО, обновлением контейнерного парка.

Кроме этого, при формировании единого тарифа на услугу регионального оператора учитываются затраты на создание и эксплуатацию объектов обращения с ТКО, что также приведет к повышению платы за коммунальные услуги.

Например, для регионального оператора по обращению с ТКО в Магнитогорском кластере на 1 год деятельности Министерством тарифного регулирования и энергетики установлен тариф в размере 87,5 руб./чел в месяц.

По предварительной оценке, максимальный размер тарифа на коммунальную услугу по обращению с ТКО составит в среднем по региону около 100 рублей с человека в месяц. В настоящее время средний размер платы граждан за услуги по обращению с ТКО составляет 65,00 руб./чел в месяц, что составляет около 0,2 % от структуры среднего уровня платы граждан за коммунальные услуги.

В 2017 году Челябинская область в числе пилотных регионов приступила ко 2-му этапу перехода на новую систему обращения с отходами — определению региональных операторов в каждом кластере. Начать решено было с Магнитогорского кластера, поскольку в нем наиболее полно сформирована схема объектов обращения с ТКО, и можно довольно точно определить стоимость услуг регионального оператора.

17 мая 2017 г. по итогам проведенного конкурса заключено соглашение с региональным оператором по Магнитогорскому кластеру — ООО «Центр коммунального сервиса». В настоящее время региональным оператором получен тариф на коммунальную услугу в размере 429,19 руб./куб.м (87,5 руб. с человека/мес). Заключены договоры со всеми операторами (перевозчиками), работающими в зоне деятельности регионального оператора. Продолжается работа по заключению договоров на услугу регионального оператора с абонентами, осуществляется инвентаризация несанкционированных свалок, начата работа по обустраиванию дополнительных контейнерных площадок. Подготовлена инвестиционная программа.

 

23 ноября 2017 г. по итогам проведенного конкурса заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО с региональным оператором по Кыштымскому кластеру — ООО «Спецсервис». Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «Спецсервис» в настоящее время не утвержден. Предельный срок, установленный соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО для утверждения единого тарифа — 01.06.2018 года. Ориентировочный размер единого тарифа на услугу регионального оператора на 2018 год — 48,50 руб/мес с человека, на 2019 год — 82,0 руб/мес с человека.

 

 


Дата публикации: 16 января, 2018 [08:49]
Дата изменения: 27 декабря, 2018 [08:39]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.